Федор Добронравов: «Всему, что имею в жизни, я обязан Воронежу»
Народный артист России Фёдор Добронравов — уроженец Таганрога. Однако, по собственным словам, считает Воронеж второй малой родиной — здесь он учился в институте искусств, а затем играл в молодёжном театре «Рубль», откуда и попал к Константину Райкину в «Сатирикон». А ещё в столице Черноземья родился его младший сын Иван — тоже известный артист. Годы, проведнные в Воронеже, известный артист до сих пор считает одним из лучших периодов в жизни.
— Самые счастливые годы своей жизни я провел в Воронеже. После армии молодой человек попадает в студенчество, в творчество. У меня был фонтан впечатлений! Вспомнить что-то одно будет неуважительно по отношению к остальным дням и прекрасным вечерам в общежитии в Березовой Роще, а потом на Лизюкова. Сами там всё строили, обои клеили. Потом образовался молодежный театр «Рубль» (в парке «Орлёнок»). Здания сейчас нет — снесли под корень. А ведь мы его сами строили, проводили проводку, с Сережей Надточиевым сами все таскали. Создали, а затем было три года невероятного творчества, поездок по Воронежской области по колхозам, пионерским лагерям, колониям — это было прекрасно.
По словам актёра, именно воронежская закалка помогла ему пробиваться в столице.
— Я в актерское ремесло влезал долгие годы. Меня гнали со всех театральных училищ. Я не умею показываться. Помню, шел по Арбату и плакал. И сам себе говорил: «В жизни больше никогда не пойду». Проходил год, и я опять приходил. И потом случился Воронеж. Если бы у меня не было воронежского периода, я не был бы так готов к жизни в Москве! Когда мы приехали показаться в «Сатирикон», за моей спиной было уже три года без отдыха. Бедная жена, мои дети, которые это все вынесли в общежитии, но мы работали каждодневно. Я считаю: всему, что имею в жизни, обязан Воронежу, нашему институту искусств. Низкий поклон педагогам, которые нас учили, поддерживали и терпели нас.
Фёдор Викторович признаётся, что каждый раз, когда получается побыть в Воронеже, старается приехать в Северный район, чтобы посмотреть на общежитие, в котором жил и навестить своих друзей. Среди них – Светлана Надточиева – вдова Сергея Надточиева, профессора Воронежского института искусств, умершего в прошлом году от коронавируса, с которым Добронравова связывали годы крепкой дружбы.
В 2017 году Фёдор Добронравов снялся в фильме «Жили-были», предпремьерный показ которого актёр решил провести именно в Воронеже. О том, как проходили съёмки фильма, Фёдор Викторович рассказал зрителям в живой беседе.
— Место для съёмок мы искали около трёх месяцев. Объездили Воронежскую, Липецкую, Тверскую области, Карелию… А эту деревню в Ленинградской области нашли случайно, когда заблудились. Называется она Шондовичи, там осталось всего 9 жителей. Часть съёмочной группы местные жители пустили к себе домой на время кинопроизводства. Мы с Ромочкой Мадяновым жили в пластиковых вагончиках, каждый в своём. Все удобства – душ, туалет – на улице были. Ира Розанова поселилась недалеко у фермера. А для фильма нам даже не пришлось ничего строить и декорировать, только беседку деревянную мы сделали. Для съёмок фильма купили двух коз, одна из которых и стала «главной героиней» Маринкой.
Маринка никогда не уставала и всё делала с первого дубля. После съёмок коз мы оставили местным жителям. Ещё у нас с гусями была смешная история. Мы их брали напрокат, в последний съёмочный день они уплыли. Прибежала хозяйка, требуя 40 тысяч за каждого, потому что это её любимые гуси. Но наши ребята поехали вниз по течению и нашли птиц, никто их не съел. В общем, во время съёмок ни одно животное не пострадало.
Несколько лет назад Фёдор Добронравов открыл свой продюсерский центр. Как говорит сам продюсер «пришло время добрых фильмов».
— Мне кажется, в 90-х мы приучили зрителя к стрелялкам. Так много с того времени было снято детективов, что уже пришло время добрых фильмов. И зрителям они нужны. Я это замечаю, в том числе, и по театру. Например, на спектакль «Забор», в котором я играю со своим младшим сыном Иваном, битком залы в «Театре Антона Чехова». И тема там та же – любовь и дружба. Мне очень хочется снимать сказки, детское кино. А фильм «Жили-были» я хотел посвятить нашим дедушкам и бабушкам – они уникальные люди. Мы не должны о них забывать. Они прошли столько трудностей, горя в военные, послевоенные годы и при этом остались людьми.
На всём творческом пути актёра и продюсера поддерживает его семья: супруга Ирина, дети и внуки.
— С моей супругой Ириной мы со школы вместе. Но, конечно, в начале я не думал, что она будет моей женой. Мы танцевали вместе в студии народного танца. А потом, когда повзрослели, начали встречаться. Всё как-то само пришло. А когда я уехал в Москву и начал работать в «Сатириконе», получал 120 рублей. Семья осталась в Воронеже. У меня было уже двое сыновей, нужно было помогать и знакомые ребята-реставраторы устроили меня мыть полы в Третьяковскую галерею. В пять утра я ехал на Крымский вал, мыл свою территорию – большой зал, а потом бежал к 10 часам в театр. Но была в этом и обратная сторона медали – я посмотрел много выставок. То, что наша семья пережила все эти сложности – заслуга моей жены. Я очень много работал и говорил ей: «Потерпи, потерпи ещё чуть-чуть». И она так с периодичностью в десять лет спрашивала: «Сколько ещё терпеть?». Я отвечал, что осталось совсем чуть-чуть. Слава богу, она дотерпела. Теперь я могу воздать ей хоть чем-то за то, что она тащила на себе двух детей, нашу бесквартирность, постоянные переезды…На мой взгляд, это всё стереотипы, что актёрские семьи недолговечны. Просто те, кто разводится громко, видны. А те, кто хорошо живёт, обычно скромные, интеллигентные и существуют не в формате известности в жёлтой прессе. У меня очень много артистов и друзей, у которых хорошие крепкие семьи, с хорошими традициями.
Cемь лет назад Фёдор Добронравов бесплатно снялся в короткометражке воронежской молодёжной кинокомпании в фильме «Нарисуй меня счастливым» молодого режиссёра Дмитрия Рогова. На вопрос журналистов, почему актёр решил принять участие в съёмках бесплатно, Фёдор Викторович ответил: «Сценарий фильма оказался очень хорошим. История про детей. Ничто меня не могло заставить не сниматься в этом фильме, потому что всё, что связано с Воронежем, для меня не пустой звук».