Приказ от 17 декабря 2008 г. N 267 Об утверждении концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов российской федерации на 2009 — 2015 годы

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 17 декабря 2008 г. N 267

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ

СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 — 2015 ГОДЫ

В целях создания условий для сохранения и развития разнообразных форм нематериального культурного наследия народов России приказываю:

1. УтвердитьКонцепцию сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009 — 2015 годы (далее — Концепция) согласно Приложению N 1.

2. УтвердитьПрограмму мероприятий по реализации концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009 — 2015 годы согласно Приложению N 2.

3. Департаменту современного искусства и международных культурных связей (А.А. Шалашов) обеспечить координацию работ по выполнению положенийКонцепцииипрограммы мероприятий.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра А.А. Голутву.

Вр.и.о. Министра

Е.Э.ЧУКОВСКАЯ

Приложение N 1
к Приказу Минкультуры России
от 17 декабря 2008 г. N 267

КОНЦЕПЦИЯ

СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 — 2015 ГОДЫ

1. Роль нематериального культурного наследия народов
Российской Федерации в сохранении единого культурного
пространства России

Россия — многонациональное государство. Сегодня на ее территории проживает более 150 этносов, принадлежащих к языковым группам различных религиозных конфессий, национальностей, проживающих в различных регионах и имеющих своеобразный уклад жизнедеятельности.

Нематериальное культурное наследие народов Российской Федерации, являясь важнейшей составляющей частью национальной культуры, способствующей формированию толерантности, основой национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений и эпох, играет ключевую роль в формировании культуры Российского государства.

Важным фактором, определяющим государственную политику по развитию культуры, сохранению культурного наследия народов Российской Федерации, явились принятые в стране:Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральныйзакон от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах», Федеральныйзакон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»,Концепция государственной национальной политики Российской федерации, Федеральныйзакон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», в соответствии с которыми в Российской Федерации создаются национально-культурные автономии, чья деятельность направлена на обеспечение права граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на сохранение и развитие национальной культуры.

Нематериальное культурное наследие народов Российской Федерации является частью общего наследия человечества в различных областях деятельности, мощным средством сближения народов России, этнических групп и утверждения их культурной самобытности. Велико ее социальное, экономическое, культурное и политическое значение.

Главная цель государства — сохранение глубинных, базовых основ многонациональной культуры России, национальных языков и литературы, значимых традиций, памятников фольклора, защита культурной самобытности каждого народа России, создание условий для популяризации нематериального культурного наследия народов Российской Федерации с целью сохранения единого культурного пространства России.

В Концепции используются определения:

«Нематериальное культурное наследие» означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, находясь в тесной взаимосвязи с материальным и природным наследием, передается от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека.

«Объекты нематериального культурного наследия народов Российской Федерации» — обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, представляющие историческую и культурную значимость и внесенные в Каталог объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.

«Каталог объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации» — информационная система, включающая в себя банк данных объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации (идентификация, документирование, исследование), единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения каталога.

«Носители нематериального культурного наследия народов Российской Федерации» — сообщества, в частности коренные сообщества, группы и, в некоторых случаях, отдельные лица, играющие важную роль в создании, сохранении и воссоздании нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, обогащающие культурное разнообразие и способствующие развитию творческих способностей человека.

«Области проявления нематериального культурного наследия народов Российской Федерации»:

— устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;

— исполнительские искусства;

— обычаи, обряды, празднества;

— знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;

— знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

2. Факторы, влияющие на состояние нематериального
культурного наследия народов России на современном этапе

Нематериальное культурное наследие народов Российской Федерации является основой всего многообразия направлений, видов и форм народной культуры современного общества. На его основе складываются народные знания и умения, образы и языки, обычаи и нравы, традиции, творчество, формы семейной, обрядово-праздничной жизни, хозяйственной деятельности, система фольклора.

На основе передачи из поколения в поколение традиционных знаний, умений и навыков не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений (семейных, общинных, трудовых, межпоколенных, половозрастных), принимают упорядоченный характер отношения и связи человека с окружающим миром. Сохраняя до наших дней свое основополагающее значение, нематериальное культурное наследие народов Российской Федерации несет в себе важнейшие свойства и качества этнического развития, в котором находит выражение исторический путь каждого народа.

Как показал опыт практического воссоздания и сохранения нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, в новых, кардинально изменившихся условиях оно не утрачивает своей способности активно воздействовать и влиять на все сферы общественной жизни, решать самые насущные проблемы современности. Народная культура является действенным средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, формирования патриотических, гражданских качеств личности, толерантности, воспитания духовности и нравственности, стабилизации и гармонизации семейных и общественных отношений. С ее помощью решаются такие серьезные проблемы, как восстановление и развитие социального и экономического потенциала сельских территорий, организация занятости населения, адаптация людей с ограниченными возможностями.

Основными хранителями народных традиций являются сегодня учреждения культурно-досугового типа.

Вместе с тем недостаточность бюджетов сельских и городских поселений влечет за собой неудовлетворительное качество услуг культурно-досуговых учреждений. Устаревшая техническая оснащенность и низкий уровень квалификации творческого персонала не позволяют им предоставлять современные услуги, направленные на сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.

Особого внимания заслуживает проблема состояния развития культуры и сохранения нематериального культурного наследия коренных малочисленных народов России.

Экстенсивное освоение природы, неглубоко продуманное проведение курса «на преодоление культурной отсталости» в отношении коренных малочисленных народов России без учета местной специфики нанесли в свое время значительный ущерб культурному наследию этих народов. Привели к утрате ими многих самобытных традиций.

Низкий уровень благосостояния населения и в целом неблагоприятная социально-демографическая ситуация — это еще один комплекс проблем, которые являются актуальными в настоящее время.

В этой связи поддержка на общегосударственном уровне практических мер, направленных на возрождение культурных традиций коренных малочисленных народов России, является важным объектом внимания.

Сегодня существует серьезный недостаток в национальных кадрах специалистов — фольклористов и этнографов, руководителей фольклорных коллективов, методистов-организаторов по традиционной народной культуре.

Недостаток финансирования и специфические природно-демографические условия в значительной мере сказываются на сохранении самобытной культуры коренных малочисленных народов. Сложной проблемой для народных коллективов является организация гастрольно-концертной деятельности по причине удаленности этих территорий и неразвитости коммуникационной инфраструктуры.

Национальные творческие коллективы испытывают недостаток в репертуаре по причине отсутствия средств на фольклорные экспедиции и доступа к музыкальным записям прошлых лет. Недостаточно переиздавались существующие исследования фольклористов, работы специалистов по народной хореографии, сказительству и декоративно-прикладному искусству. Уход из жизни непосредственных носителей и хранителей нематериального культурного наследия в условиях отсутствия изучения образцов народного искусства может повлечь за собой безвозвратные потери некоторых видов нематериального культурного наследия России.

Наряду с обозначенными факторами, свидетельствующими о недостаточном внимании к объектам нематериального культурного наследия народов России, на сегодняшний день в Российской Федерации отсутствует перечень таких объектов, который бы позволил вырабатывать комплексные меры по их сохранению и развитию.

Проблема популяризации нематериального культурного наследия народов Российской Федерации требует особого внимания печатных и электронных средств массовой информации.

Особенностью современной общественной жизни России является то, что наряду с коренными народами в стране проживают и некоренные народы, образующие национальные диаспоры.

Важно поддерживать и развивать нематериальное культурное наследие всех народов России, способствуя культивированию нравственных ценностей, развитию взаимопонимания между народами, повышению общего уровня культуры.

Таким образом, решение всего комплекса системных проблем, сложившихся в сфере сохранения и развития нематериального культурного наследия народов России, возможно при координации деятельности различных участников процесса, включая федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, учреждений культуры и общественных организаций.

3. Обоснование соответствия решения
проблемы сохранения нематериального культурного
наследия народов Российской Федерации основным задачам
социально-экономического развития государства

Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации и план ее реализации на 2009 — 2015 годы (далее именуется Концепция) определяет цели и приоритеты в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан в сфере нематериального культурного наследия.

Концепция определяет задачи и основные механизмы реализации государственной политики по сохранению и развитию нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.

Реализация Концепции способствует более глубокому осознанию значения нематериального культурного наследия и его охраны как основы идентификации нации, а также роли нематериального культурного наследия в качестве фактора, способствующего сближению и взаимопониманию между людьми.

Концепция предусматривает повышение эффективности существующих и создание новых, адекватных современному развитию российского общества условий сохранения нематериального культурного наследия.

Концепция определяет приоритеты и меры по достижению стратегических целей органов государственной власти всех уровней, направленных на реализацию конституционных прав граждан в части обеспечения свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни, декларируемых в сводных докладах о результатах и основных направлениях деятельности. Концепция способствует сохранению, поощрению и развитию разнообразия форм культурного самовыражения народов России.

Целями настоящей Концепции являются:

— создание условий для сохранения, развития и популяризации нематериального культурного наследия народов Российской Федерации;

— признание приоритетом государственной политики сохранение нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

— формирование базы данных (создание Каталога) объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на основе новых информационных технологий;

— совершенствование законодательства Российской Федерации;

— разработка системы мер по поддержке культурно-досуговых учреждений, направленных на сохранение нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, хранителей и носителей нематериального культурного наследия народов Российской Федерации;

— популяризация нематериального культурного наследия народов Российской Федерации через средства массовой информации;

— совершенствование научного, методического и кадрового обеспечения деятельности учреждений культуры, чья деятельность направлена на выявление, сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.

4. Предполагаемые социальные и экономические последствия

Внедрение данной Концепции позволит создать условия для выявления, сохранения, развития и популяризации нематериального культурного наследия народов России, а также реализовать комплекс организационно-управленческих, материально-технических и кадровых условий, основными из которых являются:

— совершенствование законодательства Российской Федерации в части сохранения нематериального культурного наследия народов России;

— снижение текучести кадров в культурно-досуговых учреждениях, особенно сельской местности;

— обновление материально-технической базы культурно-досуговых учреждений (увеличение числа учреждений, имеющих специальное оборудование, соответствующее современным требованиям и нормам);

— расширение международного сотрудничества в области сохранения нематериального культурного наследия народов мира.

Реализация Концепции позволит:

— создать условия, обеспечивающие выявление, сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов России, его разнообразных видов и форм, определяющих самобытность культуры народов России;

— обеспечить доступность, повысить эффективность, качество спектра услуг в сфере культурно-досуговой деятельности;

— вовлечь население в активную социально-культурную деятельность;

— обеспечить широкий доступ различных слоев населения к нематериальному культурному наследию Российской Федерации;

— создать более эффективную инфраструктуру культуры, укрепить материально-техническую базу учреждений, занимающихся сохранением и восстановлением нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, традиционной народной культуры, развитием народного творчества, организацией досуга населения;

— содействовать созданию квалифицированного кадрового потенциала для сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.

Решение задач Концепции может обеспечиваться в рамках федеральных и ведомственных целевых программ, программ развития культуры субъектов Российской Федерации, а также в соответствии с принимаемыми нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, направленными на реализацию основных положений Концепции и программы ее реализации.

5. Основные этапы реализации Концепции

Наиболее значимый эффект от реализации Концепции будет выражен в осуществлении поддержки носителей, хранителей духовной связи поколений, распространителей народных знаний и умений, образов и языка, обычаев и нравов семейной и обрядово-праздничной жизни, способствующих сохранению нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.

На первом этапе реализации Концепции (2009 — 2010 годы) предстоит:

— внести изменения в действующее законодательство Российской Федерации в части расширения полномочий субъектов Российской Федерации по поддержке народной традиционной культуры и дополнения понятийного аппарата терминами в области нематериального культурного наследия народов Российской Федерации;

— сформировать Каталог объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации и обеспечить ежегодное дополнение внесенных в него объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации и их носителей (граждан, коллективов);

— разработать систему мер, направленных на поддержку:

а) культурно-досуговых учреждений, сохраняющих нематериальное культурное наследие народов Российской Федерации;

б) специалистов учреждений культуры, носителей и хранителей традиций нематериального культурного наследия России;

в) коллективов народного творчества;

г) творческих проектов, направленных на сохранение нематериального культурного наследия народов Российской Федерации;

— усовершенствовать систему подготовки и переподготовки специалистов в области культурно-досуговой деятельности, направленной на сохранение нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.

Меры, принятые на первом этапе реализации Концепции, позволят стабилизировать ситуацию в данной сфере, в том числе в части выявления, систематизации и сохранения объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.

На втором этапе, 2011 — 2015 годы, предстоит в полном масштабе реализовать разработанные меры.

Результатом реализации Концепции на втором этапе будет:

— повышение социального статуса работников организаций культуры, деятельность которых способствует сохранению нематериального культурного наследия народов России;

— поддержка мероприятий, обеспечивающих сохранение и восстановление разнообразных видов и форм нематериального культурного наследия народов Российской Федерации;

— повышение доступности, эффективности, качества и расширение спектра услуг в сфере традиционной культуры и народного творчества.

6. Федеральные органы исполнительной власти, ответственные
за реализацию настоящей Концепции

Ответственным за реализацию настоящей Концепции является Министерство культуры Российской Федерации.

7. Заключение

Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации и программа ее реализации могут дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере изменения социально-политического и экономического положения в стране.

#

    Подать заявку на запись