Весенний обряд «Вождение русалки» села Оськино Хохольского района

Автор описания: Сысоева Галина Яковлевна, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, зав. кафедрой этномузыкологии, профессор Воронежского государственного института искусств.

Обряд «Вождение русалки» (в форме театрализованного карнавального шествия) совершается в следующее воскресенье после Троицы, которое называют в народе «заговины на Петровки», то есть в последний день перед началом Петровского поста. Обряд относится к так называемым «проводным»: «русалку», олицетворяющую конец весны, в образе ряженого коня выпроваживают за пределы села, после чего должно наступить лето. Русалку стараются задобрить: из каждого дома выносят подаяние (еду, деньги, выпивку), чтобы обеспечить благополучие в жизни и хороший урожай.

Село Оськино Хохольского района находится в 60-и км от областного центра — города Воронежа, было основано в середине XVII века крестьянами-однодворцами (по документам известно с 1682 года) и называется, видимо, по имени первопоселенца, которого звали Оська.

В селе Оськино (единственном в округе) до настоящего времени сохраняется обряд «Вождение русалки», который представляет собой по форме карнавальное шествие-игрище, главная цель которого – выпроводить за пределы села русалку в образе ряженого коня. Игрище совершается в следующее за Троицей воскресенье на так называемые заговины на Петровки, то есть в последний день перед началом Петровского поста. Вся неделя после Троицы называется здесь русальной.

Обряд «Вождение русалки» был исследован в 30-е годы ХХ века экспедициями Российского музея этнографии (фото 01), а по их материалам в 1947 участница экспедиции Т.А. Крюкова написала статью, кроме того, она приобрела обрядовые предметы, из которых в музее была построена экспозиция (фото 02). И хотя Т.А. Крюкова считала, что обряд существовал лишь до 1934 года, с некоторыми перерывами обряд воспроизводился в течение всего ХХ века и сохранился до настоящего времени (фото 03–06).

В 1994, 1995, 1996, 2013 г.г. автору этой статьи довелось наблюдать в живом бытовании этот обряд. В настоящее время водят русалку следующим образом. Собираются для совершения обряда на краю села обычно в полдень. Трое мужчин – русальщиков – кладут на плечи лестницу из тонких жердей с укрепленными поперек металлическими дугами, накрываются тканью, сшитой в виде чехла, изображая туловище конярусалки. Спереди в небольшой незашитый проем первый русальщик высовывает деревянные вилы, на которые накручено конопляное волокно таким образом, чтобы имитировать морду коня-русалки. Коню привязывают рога из деревянных палочек, чтобы русалка могла бодаться, или как здесь говорят – брухаться. Последний русальщик под пологом держит палку с привязанным конопляным хвостом, чтобы русалка могла хлестаться и пугать зрителей. Конопляное волокно сохраняли специально для обряда из года в год и не могли использовать для других целей. Туловище коня-русалки на современный лад украшают лентами, а спереди даже куклой.

Русалку за кожаную уздечку ведёт по улице вожак, который одет необычным образом (раньше – в женскую холстинную одежду, с 50-х годов вожак наряжается цыганом). В руках у вожака – плеть. В обрядовом шествии участвуют женщины, одетые в народные костюмы (к сожалению, чаще стилизованные, так как подлинных костюмов в селе не сохранилось) с ведрами, фляжками, корзинками. Их основная функция – собирать подаяние от каждого дома, от каждого встретившегося человека, от каждой проезжающей машины (продукты, выпивку, деньги). Следом за ряжеными женщинами идут песенницы, и уже после них – толпа любопытствующих (обычно – огромная толпа). «Выходитя, вынаситя, у каво што есть – ни чем ни гребуим, — кричит вожак, — штоп год был багатай, хлебароднай, падавайтя, ни скупитися, а то ня будя у хазяйстве дастатка». Особо жадных сельчан на потеху всей толпе русалка брухает. Время от времени русалка валится на бок, изображая изнеможение, предвещающее скорую смерть. В этом случае её поливали сверху водой, чтоб отживела.

Вождение русалки сопровождается обрядовой песней «В лелей холоду». Традиционно ее играли только от Семика до «заговин на Петровки». Как и большинство троицких песен, сюжетно она связана с возвеличиванием девушек, за которых цена на торгу (ярмарке) недоступно велика – целых сто рублей, за хорошую девку нужно заплатить тысячу, а за пригожую — смету нет. С одной стороны – обычное лирическое повествование. С другой стороны – в песне явно проступают черты магического заклинания. Об этом говорит начальный возглас-рефрен перед каждой строфой текста «О в лелей холэду». Такой асемантический, не поддающийся расшифровке возглас-обращение, видимо, к какому-то древнему божеству, фиксируется и в других троицких песнях южной России («О влеле!», «Елилё!», «Да ёлы!»). Сравнительный анализ троицких песен с асемантическим возгласом свидетельствует о реликтах архаичной формы самосознания: обращении к некоему мифическому персонажу, покровительствующему молодости – девушкам, готовым вступить в брак и родить, и растениям, готовящимся приносить плоды. Зрелость девушки, готовой к супружеству и зачатию уподоблялась расцвету обновленной природы, она была частью ее, вместе с ней, природой, чествовалась. Величание девушек выступает в сюжете как важнейшая часть бинарной исходной конструкции песни, магической по функции: возглас-обращение / заклинание-величание.

О, в лелей холэду, да и с гор-гары, да ка…
Катилась, катилась, да, ох, катилася, да катилась.
О, в лелей холэду, да катилася, да ка…
Калясо, калясо, да, ох, калясо, калясо.
О, в лелей холэду, прикатилася да ка…
Ка таргу, ка таргу, да, ох, ка таргу, ка таргу.
О, в лелей холэду, стали ва тарге да спра…
Спаршивать, спрашивать, ох, спрашивать, спрашивать.
О, в лелей холэду, да что у вас нынче дё…
Дёшева, дёшева, ох, дёшева, дёшева.
О, в лелей холэду, да ю нас дёшева да мо…
Моладцы, моладцы, да, ох, моладцы, моладцы.
О, в лелей холэду, да за моладца да лы…
Лык пушню, лык пушню, ох, лык пушню, лык пушню.
О, в лелей холэду, да за харошега да две…
Две дадут, две дадут, ох, две дадут, две дадут.
О, в лелей холэду, за пригожега да три…
Три дадут, три дадут, ох, три дадут, три дадут.
О, в лелей холэду, стали ва тарге да спра…
Спаршивать, спрашивать, ох, спрашивать, спрашивать.
О, в лелей холэду, да что у вас нынче до…
Дорага, дорага, ох, дорага, дорага.
О, в лелей холэду, ю нас дораги да де…
Девушки, девушки, ох, девушки, девушки.
О, в лелей холэду, да за девушку да сто…
Сто рублей, сто рублей, ох, сто рублей, сто рублей.
О, в лелей холэду, за харошаю да две…
Две дадут, две дадут, ох, две дадут, две дадут.
О, в лелей холэду, за пригожаю да сме…
Смету нет, смету нет, ох, смету нет, смету нет.

Музыкальная стилистика напева также свидетельствует об архаичности: основная мелодия, которую ведут средние голоса, опирается на трихорд в кварте (ладовая модель, свойственная многим календарно-обрядовым напевам). Во время вождения русалки могут исполняться другие старинные песни, частушки.

Завершается шествие на противоположном краю села, (в старину, к тому же обязательно у ржаного поля): русалку разламывают, что символизирует её смерть. После этого все участники процессии делают обед вскладчину, где должны всё собранное угощение съесть.

То, что русалку представляют в образе коня, указывает на аграрную сущность обряда. В мифологическом плане конь наделяется связью с солнцем (точнее, с движением солнца по небосклону), а в ассоциативном – с земледельческими работами в поле. Календарные весенние обряды с вождением коня (кобылы) и сегодня сохраняются в некоторых южнорусских селах как символические проводы весны. Обряд восходит к древнерусским русалиям, которые в древности не что иное, как игрища вообще с пляской, музыкой и ряжением, и которые были приурочены к двум важнейшим датам солнечного календаря: зимнему и летнему солнцестоянию. Летние русалии по срокам под влиянием христианства оказались сдвинутыми и в настоящее время соотносятся с троицким комплексом обрядов, завершающимся проводами русалки.

Итак, аграрно-магическая сущность вождения русалки основана на языческих представлениях о том, что на природу можно и нужно воздействовать: действием, словом, музыкальным звуком, способствовать рождению нового урожая. Эти представления как исходно-ключевые сохранились до наших дней в виде предания об обряде и поэтизированной формулы: «чтобы год был хлебородный».

Древнейшие представления и более поздние напластования причудливо переплелись в образах, символах, знаках, атрибутах обряда вождения русалки, в результате мы наблюдаем их неоднозначность, вплоть до взаимоисключающих толкований. Например,

— конь: священное животное / русалка, нечистая сила;
— разламывание коня во ржи: почитание ржи / осквернение ржи;
— песня: магическая / лирическая;
— одаривание ряженых: жертвоприношение силам добра / задабривание сил зла;
— ряжение: волхвы, маги, посвященные / скоморохи, шуты.

Изменилось фольклорное бытие древнего ритуала: сегодня это игровое театрализованное действо, позволяющее, однако, реконструировать и связать воедино семантические аспекты обряда. Наиболее очевидные среди них:

— календарный обход дворов, подобный зимним святочным (подаяние от каждого двора напоминает нам древние жертвоприношения и сегодня воспринимается как оберег от несчастья);
— прощание с весной (заключительный акт весенней обрядности, посвященной культу растительности, поскольку следующий календарный праздник Ивана Купала свидетельствует о наступлении лета);
— отражение древних культов умирающих и воскресающих божеств (растерзание чучела русалки имитирует ее смерть, но сила русалки должна воскреснуть в стеблях злаков);
— моление о дожде (влага нужна для окончательного созревания зерновых культур, уже достигших молочной зрелости);
— почитание коня, восходящее к периоду начала оседлости кочевых племен и возникновению земледелия (русалка представляется в образе коня);
— поклонение ржи, древнейшей зерновой культуре (русалку разламывают — хоронят у ржаного поля);
— изгнание-похороны нечистой силы, которая приписывается русалке в результате поздних трансформаций (русалка брухается, пугает);
— возвеличивание девушек, обязательное для весеннего обряда (обнаруживается в тексте обрядовой песни);
— понимание некоторыми носителями традиции праздника как ритуала, а не досуга (вера в то, что эмоциональная неистовость в плясках, пении будет вознаграждена в будущем удачей, успехом, достатком, благополучием);
— понимание обязательности исполнения обряда как необходимого условия преемственности поколений, этнической своеобычности.

Таким образом, с течением времени и утратой мифологического сознания традиционный обряд-действо изменил свое назначение и был перенесен из сферы производственной необходимости в сферу поэтизации быта, а форма обряда сменилась театрализованным действом. Постепенно создается и культивируется новая поэтическая мифология, которая по-своему дифференцирует значимые (статичные) и незначимые (мобильные) компоненты обряда. Поэтическая мифология становится тем руслом, по которому течет время и несет с собой изменения. Теперь возможно прокомментировать изменения, произошедшие в обряде с 1936 года. Ряжение женщин и вожака сохраняется (стабильный элемент), но уже не важно, во что они одеты (мобильный элемент); песни, пляски, игра – сохраняются (стабильный элемент), при этом совершенно не обязательно исполнять только старинные песни (мобильный элемент) и т.п.

 

Представленные видеозаписи

01 Вождение русалки в селе Оськино. Телевизионная передача по материалам российско-американской экспедиции 1994 года. Автор и ведущая – Г.Я. Сысоева.

02 Вождение русалки в селе Оськино

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 2013 – Сысоева Г.Я.
  3. Воронежская область, Хохольский район, село Оськино.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств.

 

Представленные аудиозаписи

01 В лелей холэду – хороводная песня на вождение русалки

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 1990 – Сысоева Г.Я.
  3. Воронежская область, Хохольский район, село Оськино.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств, фонограмма 1025/5.
  5. Сидякина Мария Николаевна 1921 г.р., Сидякина Мария Федоровна 1911 г.р., Завьялова Екатерина Федоровна 1914 г.р.

02 О вождении русалки – репортаж

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 1994 – Сысоева Г.Я.
  3. Воронежская область, Хохольский район, село Оськино.
  4. Личный архив Сысоевой Г.Я. № 94.
  5. Колесникова Меланья Александровна 1918 г.р., Уразова Матрена Сергеевна 1932 г.р.

Список фотографий

Главное фото – Обряд вождения русалки. Фото Д. Польсен.

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств совместно с Университетом г. Прово (штат Юта, США).
  2. 1994 – Сысоева Г.Я.
  3. Воронежская область, Хохольский район, село Оськино.
  4. Личный архив Сысоевой Г.Я.

 

01 Фотография вождения русалки в селе Оськино в 1936 году.

Из книги: Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX – начала ХХ века. – М.: Наука, 1979. – С. 221.

02 Экспозиция обряда вождения русалки села Оськино в Российском этнографическом музее. Фото Ю. Тарарико.

  1. – 
  2. 2005 – Сысоева Г.Я.
  3. город Санкт-Петербург.
  4. Личный архив Сысоевой Г.Я.

03 Вождение русалки в селе Оськино. Фото Д. Польсен.

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств совместно с Университетом г. Прово (штат Юта, США).
  2. 1994 – Сысоева Г.Я.
  3. Воронежская область, Хохольский район, село Оськино.
  4. Личный архив Сысоевой Г.Я.

04 Вождение русалки в селе Оськино

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 2013 – Сысоева Г.Я.
  3. Воронежская область, Хохольский район, село Оськино.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств, фотопапка 2013.30.06

05 «Русалке» выносят угощение

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 2013 – Сысоева Г.Я.
  3. Воронежская область, Хохольский район, село Оськино.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств, фотопапка 2013.30.06.

06 «Русалка умерла»

  1. Экспедиция Воронежского государственного института искусств.
  2. 2013 – Сысоева Г.Я.
  3. Воронежская область, Хохольский район, село Оськино.
  4. Архив Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств, фотопапка 2013.30.06.
#

    Подать заявку на запись